Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям (ИКТ) в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. В соответствии со структурой школьного образования вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня (преимущественно за счет регионального и школьного компонентов) выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатика и ИКТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно-коммуникационных технологий.
При этомцели обучения информатике и ИКТ в 5-7 классахмогут быть определены следующим образом:
формирование у учащихся готовности к использованию средств ИКТ в информационно-учебной деятельности для реализации учебных целей и саморазвития;
формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
развитие творческих, познавательных и интеллектуальных способностей учащихся.
В основу представляемого вводного курса информатики для 5-7 классов нами положены такиепринципыкак:
1. Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям. В рамках данной ступени подготовки продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в 8-9 (основной курс) и 10-11 (профильные курсы) классах.
2. Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения(включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых). Безусловно, должны иметь место упрощение, адаптация набора понятий «настоящей информатики» для школьников, но при этом ни в коем случае нельзя производить подмену понятий. Учить надо настоящему, либо — если что-то слишком сложно для школьников — не учить этому вовсе.
3. Практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.
4. Принцип дидактической спираликак важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах.
5. Принцип развивающего обучения-обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы.
В настоящее время информатика как учебный предмет проходит этап становления, ещё ведутся дискуссии по поводу её содержания вообще и на различных этапах изучения в частности. Но есть ряд вопросов, необходимость включения которых в учебные планы бесспорна. Уже на самых ранних этапах обучения школьники должны получать представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработка информации в деятельности человека, живой природе и технике, учиться классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т. д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формирует основы научного мировоззрения. Умение построить модель решаемой задачи, установить отношения и выразить их в предметной, графической или буквенной форме — залог формирования не частных, а общеучебных умений. В рамках данного направления в нашем курсе строятся логические, табличные, графические модели, решаются нестандартные задачи. Алгоритмическое мышление, рассматриваемое как представление последовательности действий, наряду с образным и логическим мышлением определяет интеллектуальную мощь человека, его творческий потенциал. Навыки планирования, привычка к точному и полному описанию своих действий помогают школьникам разрабатывать алгоритмы решения задач самого разного происхождения. Задача современной школы— обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, электронная почта и др.). Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием. Только в этом случае в полной мере раскрывается индивидуальность, интеллектуальный потенциал обучаемого, проявляются полученные на занятиях знания, умения и навыки, закрепляются навыки самостоятельной работы. Важнейшим приоритетом школьного образования в условиях становления глобального информационного общества становится формирование у школьников представлений об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества.
СОДЕРЖАНИЕКУРСА ИНФОРМАТИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ
Содержание курса информатики и информационных технологий для 5-7 классов общеобразовательных школ в соответствии с существующей структурой школьного курса информатики представлено следующими укрупненными модулями. 1. Модуль «Теоретическая информатика Основные понятия: информация, информативность, объект, система, инфор-мационный объект, информационный процесс, кодирование информации, язык, двоичная система счисления, бит, байт, алгоритм, исполнитель, система команд исполнителя, блок, схема, модель. Темы для изучения: Информатика и информация. Многообразие форм представления информации. Действия с информацией: поиск информации, сбор информации, обработка информации, хранение информации, передача информации. Кодирование информации. Метод координат как универсальный способ кодирования графической информации с помощью чисел. Системы счисления. Двоичное кодирование текстовой и графической информации. Единицы измерения информации. Элементы формальной логики: понятие, суждение, умозаключение. Необходимые и достаточные условия. Объекты и их имена, признаки объектов, отношения объектов, классификация объектов. Системы объектов, структура системы. Модели объектов и их назначение. Информационные модели: словесные модели, математические модели, табличные модели, графики и диаграммы, схемы, графы, деревья. Понятие алгоритма, примеры алгоритмов. Исполнители алгоритмов, СКИ. Способы записи алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов. 2. Модуль «Средства информатизации» Основные понятия: компьютер, процессор, оперативная память, внешняя память, носители информации, устройства ввода информации, устройства вывода информации, файл, меню, окно, операционная система, интерфейс. Темы для изучения: Аппаратное обеспечение компьютера. Виды памяти в компьютере. Информационные носители. Файл, основные операции с файлами. Программное обеспечение компьютера. Назначение и основные объекты операционной системы. Персональный компьютер как система. Техника безопасности и санитарно-гигиенические нормы при работе на компьютере. 3. Модуль «Информационные технологии» Основные понятия: текстовый редактор, графический редактор, калькулятор, электронные таблицы, мультимедийный документ. Темы для изучения: Текстовый редактор: назначение и основные функции. Графический редактор: назначение и основные функции. Калькулятор и его возможности. Электронные таблицы: назначение и основные функции. Мультимедийные технологии. 4. Модуль «Социальная информатика» Основные понятия: информационная деятельность человека, информационная этика. Темы для изучения: Предыстория информатики. Основные этапы развития вычислительной техники. Роль информации в жизни общества. Информационная этика.
ТРЕБОВАНИЯК ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
5 класс
Учащиеся должны: знать:
понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
приводить примеры информационных носителей;
иметь представление о способах кодирования информации;
уметь:
уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
различать программное и аппаратное обеспечение компьютера; запускать программы из меню Пуск;
уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
6 класс Учащиеся должны:
знать:
определять, информативно или нет некоторое сообщение если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями; различать необходимые и достаточные условия;
иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;
иметь представление об алгоритмах,
уметь:
уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
уметь приводить примеры алгоритмов; уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
определять назначение файла по его расширению;
выполнять основные операции с файлами;
уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;
иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.
7 класс Учащиеся должны:
знать:
для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния; называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;